Сила в доверии

Background
Кредит на образование
Кредит для очной, вечерней, заочной форм обучения
Подробнее
Background
Вклады в Milliy
Делайте вклады ещё выгоднее!
Подробнее
1344
+998 78 148 00 10 Call центр:
Режим работы с 9:00 до 21:00
НБУ в соцсетях:

Банковская система Узбекистана: новый закон – новые возможности

07.01.2013 3255

   Развитие рыночных отношений, базирующихся на свободной конкуренции, невозможно представить без качественного оказания субъектам рынка различных банковских услуг. Ведь состояние банковской системы, обслуживающей инвесторов и производителей, во многом определяет качество развития экономики страны в целом.
  Сегодня в нашей стране осуществляют свою деятельность 29 банков с 826 региональными филиалами и более 2300 мини-банками, свыше 9000 банковских инфраструктур, а также 84 небанковские кредитные организации.
  Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутая Президентом Исламом Каримовым, дала мощный импульс и дальнейшему укреплению банковско-финансовой системы Узбекистана. В ней отмечена необходимость дальнейшего ее развития и принятия мер по привлечению в данную сферу частного капитала путем формирования законодательных основ деятельности частных банков и таких финансовых институтов, как лизинговые, страховые компании, микрофинансовые организации, основанные на частной собственности.
  В этой связи 18 декабря 2012 года вступил в силу Закон Республики Узбекистан «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности». О механизме введения и действия нового закона корреспонденту Национального информационного агентства - УзА рассказал заместитель директора юридического департамента Центрального банка Республики Узбекистан Джахонгир Нурмуратов:
  - Под руководством Президента Ислама Каримова в нашей стране проводятся последовательные реформы, направленные на создание независимой национальной банковско-финансовой системы, – говорит Дж.Нурмуратов. - Благодаря принятым мерам удалось сформировать современную финансовую модель, отвечающую требованиям международных стандартов, которая сегодня последовательно развивается и совершенствуется.
  Об этом говорят и результаты отчета новых исследований Международного валютного фонда (МВФ) в Вашингтоне, согласно которым в нашей стране на 100 тысяч человек приходится 48 обслуживающих отделений коммерческих банков, а индикатор по количеству вкладных договоров на 1000 человек составляет 1026 единиц. По этим показателям Узбекистану присвоена высшая оценка, в связи с чем он занял лидирующие позиции среди стран Центральной Азии по количеству банковских отделений.
  Пристального внимания также заслуживает то, что в 2012 году 27 отечественных коммерческих банков, в том числе 8 частных банков, получили высокие «стабильные» рейтинги от ведущих международных рейтинговых агентств. В результате принятых мер по усилению финансовой стабильности финансовых организаций и расширению их базы по долгосрочным ресурсам ускорились темпы финансирования реального сектора экономики и субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.
  Согласно мнению экспертов, положительные изменения наблюдаются в деятельности коммерческих банков по инвестиционной и кредитной активности. Так, в 2012 году удельный вес кредитов, направленных в реальный сектор экономики вырос на 30,6 процента. Источниками 86,3 процента выделенных кредитов составляют внутренние ресурсы коммерческих банков. При этом необходимо подчеркнуть возрастающую тенденцию по улучшению качества кредитного портфеля коммерческих банков. Подтверждением тому служит увеличение доли долгосрочных, то есть инвестиционных кредитов, выданных на срок свыше 3 лет. Если в 2000 году долгосрочные кредиты в общем объеме кредитного портфеля составляли 35 процентов, то по итогам 2012 года - 75 процентов.
  Важное значение имеют инвестиционные кредиты коммерческих банков, которые были направлены на модернизацию предприятий реального сектора экономики, их техническое и технологическое перевооружение, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса позволило добиться не только высокого экономического роста, но и макроэкономической стабильности и процветания в стране.
  В настоящее время в нашей стране функционируют 9 частных банков, имеющих свыше 20 филиалов и более 90 мини-банков, 80 частных лизинговых компаний, 70 микрокредитных организаций и ломбардов, а также 29 частных страховых компаний. По итогам 9 месяцев 2012 года объемы их кредитования выросли на 36 процентов, а кредитование малого бизнеса и частного предпринимательства - на 34 процента, инвестиционного финансирования - на 37 процентов. Вместе с тем имеется необходимость дальнейшего развития их деятельности, а также создания новых частных банков и иных частных финансовых институтов с привлечением частного капитала в банковско-финансовую сферу.
  В соответствии с распоряжением Президента Ислама Каримова «О мерах по реализации приоритетных направлений «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» от 14 января 2011 года была поставлена задача по разработке проекта закона «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности». Теперь вступивший в силу данный документ будет способствовать реализации одной из приоритетных задач в сфере дальнейшего углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики.
  Необходимость принятия нового законодательного акта также заключается в том, что он вобрал в себя понятия, которые выпали из ранее действующего законодательства. Например, отсутствовало определение единого понятия частных банковских и других финансовых институтов.
  Кроме того, появилась необходимость в определении четкого перечня гарантий, предоставляемых государством частным банковским и другим финансовым институтам при осуществлении ими своей деятельности. В данном законе гарантии деятельности субъектов частных банковских и финансовых институтов направлены исключительно на их защиту.
  Также в пункте 10 Указа главы нашего государства «О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы» от 21 марта 2000 года отмечено, что руководителям министерств и ведомств, местных органов власти и управления запрещается вмешиваться в деятельность коммерческих банков и их филиалов, включая назначение руководящих работников филиалов, требование различного рода выплат и взносов за счет средств банка. Контролирующим и правоохранительным органам нельзя вмешиваться в деятельность банков по управлению предпринимательскими рисками, связанными с формированием кредитного портфеля и активов банков. Данные ограничения внесены в новый закон как гарантии невмешательства в деятельность частных банковских и финансовых институтов.
  Важно подчеркнуть, что в Законе Республики Узбекистан «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности» уточняется порядок проведения проверок этих субъектов. Конкретизируется, что проверка финансово-хозяйственной деятельности частных банковских и финансовых институтов может осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в пять лет по решению специального уполномоченного органа в соответствии с законодательством.
  Согласно статье 1 целью настоящего закона является регулирование отношений в области деятельности частных банковских и иных частных финансовых институтов и гарантий их деятельности. Основными задачами являются обеспечение защиты прав и законных интересов частных банковских и финансовых институтов, создание условий для привлечения в банковско-финансовую сферу частного капитала, расширение конкуренции и повышение качества обслуживания клиентов на рынке банковских и других финансовых услуг.
  В статье 3 дается определение частным банковским и финансовым институтам. Так, под ними подразумеваются банки и другие кредитные организации, страховые организации, а также иные юридические лица, предоставляющие исключительно финансовые услуги, в уставном фонде (уставном капитале) которых доля физических лиц - учредителей (участников) должна составлять не менее 50 процентов. В ней же говорится, что частные банковские и финансовые институты являются субъектами предпринимательства. Их учредителями (участниками) не могут быть юридические лица, в уставном фонде (капитале) которых имеется доля государства, государственных органов, а также политических партий, профессиональных союзов, общественных фондов и религиозных организаций.
  Во второй главе определены права и обязанности частных банковских и финансовых институтов. В частности, они вправе самостоятельно осуществлять свою деятельность и оказывать банковские и финансовые услуги, выбирать стратегию развития и программы участия на рынке банковских и финансовых услуг. Также они могут получать доход (прибыль) от своей деятельности в неограниченном размере и распоряжаться им по своему усмотрению согласно учредительным документам и осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность.
  Статья 10 данного закона гласит, что государство гарантирует частным банковским и финансовым институтам равные права и возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным и другим ресурсам. Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и правовую защиту частных банковских и финансовых институтов.
  Невмешательство в деятельность частных банковских и финансовых институтов закреплено в статье 13. Так, государственные органы, другие организации и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность частных банковских и финансовых институтов, осуществляемую в соответствии с законодательством. Если государственные органы, другие организации и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в их деятельности, то могут принимать те меры, на которые они уполномочены и напрямую связаны с устранением конкретного нарушения.
  Глава четвертая настоящего закона защищает интересы частных банковских и финансовых институтов. В соответствии с ней осуществляется защита охраняемой законом тайны, деловой репутации, интеллектуальной деятельности, ограничиваются проверки и требования к лицам, осуществляющим их.
  Например, в статье 17 говорится, что частные банковские и финансовые институты вправе требовать в судебном порядке опровержения порочащих их деловую репутацию сведений, если лицо, распространившее их, не докажет, что они соответствуют действительности. Так, сведения, порочащие деловую репутацию частных банковских и финансовых институтов и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же СМИ. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.
  В статье 18 отмечается, что информация частных банковских и финансовых институтов, составляющая коммерческую тайну, неизвестная третьим лицам (нераскрытая информация), защищается в случае, когда такая информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
  Одним словом, данный закон будет способствовать созданию равных условий для частных банковских и финансовых институтов и усилит систему государственных гарантий, касающихся их деятельности. Эти меры расширят конкуренцию и повысят качество обслуживания клиентов на рынке банковских и других финансовых услуг, создадут условия для развития современной рыночной инфраструктуры, отвечающей самым высоким международным стандартам.
 

УзА,  04.01.2013

1
1



Читайте также

Смотреть все новости

АО "Узнацбанк" объявляет отбор наилучших...

АО "Узнацбанк" объявляет отбор наилучших...

АО "Узнацбанк" объявляет отбор наилучших...

АО "Узнацбанк" объявляет отбор наилучших...

Оставайтесь в курсе последних событий

Будем отправлять одно письмо в неделю, и никакого спама

Последнее обновление сайта: 13.10.2024 22:15:41

Лицензия Центрального Банка Республики Узбекистан №22 от 25.12.2021 г.
© 2024 NBU. Все права защищены. Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Яндекс.Метрика

В случае обнаружения несоответствия в информации, представленной на разных языках, необходимо руководствоваться вариантом на государственном языке. При использовании материалов сайта ссылка на веб-сайт www.nbu.uz обязательна.

Техническая поддержка NBU

в сети

Обращение отправлено!

Пожалуйста, ожидайте ответа на
указанный вами Email-адрес

Вернуться к списку тем


Правила выдачи кредитов частным лицам
Определение кредитоспособности заемщика
1.1. При выдаче кредита частному лицу банк проводит анализ кредитоспособности заемщика.
1.2. Кредитоспособность заемщика определяется на основании его финансовой и кредитной истории, а также текущей финансовой ситуации.
1.3. Для определения кредитоспособности могут быть использованы следующие критерии
Условия выдачи кредита
При выдаче кредита частному лицу банк устанавливает следующие условия:

  • сумма кредита;
  • процентная ставка;
  • срок погашения кредита;
  • график платежей

Насколько ответ оказался полезным?

Служба поддержки NBU

Я - Ваш виртуальный помощник.
Загрузка...

Служба поддержки NBU

Выберите интересующую тему

Служба поддержки NBU

Выберите интересующую тему

Для разблокировки карты необходимо обратиться в филиал, где была открыта карта, предъявив документ, удостоверяющий личность.
Смс уведомление карты Uzcard можно активировать через банкомат. Смс уведомление карты Humo активируется через филиал, в котором была открыта карта.
Вы можете заказать все карты в национальной и иностранной валюте удаленно с помощью приложения Milliy.
  • Если вы забыли ПИН-код своей карты, необходимо обратиться с документом, удостоверяющим личность, в филиал банка, где была открыта карта.
  • В случае утери карты (UzCard/HUMO) вы можете самостоятельно заблокировать ее через приложение банка “Milliy” или позвонить по номеру (78) 148-00 10 и попросить операторов заблокировать карту.
Процедура идентификации осуществляется дистанционно, непосредственно в самом приложении Milliy. Для чего необходимо на главном экране в приложении нажать на иконку photo_2023-04-28_11-16-22.jpg в верхнем левом углу, а затем в меню выбрать опцию «Идентификация» и пройти все ее этапы.
  • Для изменения номера, зарегистрированного в приложении Milliy, вы можете обратиться в удобный для вас филиал Узнацбанка с документом, удостоверяющим личность.
  • Электронный кошелек - система, позволяющая хранить средства, а также переводить деньги через приложение на счет или банковскую карту.
  • Сбросив пароль, вы вводите «ответ на секретный вопрос».
В настоящее время в Узнацбанке доступны международные денежные переводы “Western Union”, “MoneyGram”, “Золотая Корона”, “Asia Express”, “Contact”, “Юнистрим”, “Swift”, а также “Сбербанк”.
Пользователи мобильного приложения Milliy могут получать переводы из России с помощью сервиса "Сбербанк Онлайн" на электронный кошелек в национальной валюте, на карту UzCard или HUMO Узнацбанка.

Перевод осуществляется в рублях - при поступлении на электронный кошелек или карту он автоматически конвертируется в сумы. Дополнительные комиссии не взимаются.
  • Visa Direct - это услуга по отправке денежных средств через мобильное приложение “Milliy" в более чем 50 стран мира, в том числе на карты Visa банков Узбекистана.
  • документ, удостоверяющий личность
  • контрольный номер перевода
  • ФИО отправителя
  • страна отправителя
  • ожидаемая сумма денег
  • NBFAUZ2X
Имеется возможность удаленного открытия, пополнения и самостоятельного мониторинга вкладов АО "Национальный банк ВЭД РУ"  через приложение “Миллий”.
  • Для передачи права распоряжения своим вкладом третьему лицу необходимо иметь доверенность, заверенную через Нотариальную контору.
  • Нет. Онлайн-вклад закрывается через приложение.
  • Капитализация - это добавление начисленных процентов к основной сумме вклада.
  • Они не имеют фиксированного срока для вывода средств, и вкладчик может получить свои средства в любое время.
- Паспорта учредителей, директора, главного бухгалтера;
- Приказ о назначении директора;
- Гувохнома (Сертификат);
- Решение учредителей;
- Лицензии;
- Кадастр/тех паспорт залога;
- Фотографии залога;
- Договор с поставщиком;
- Копия арендного соглашения/свидетельство
праве собственности на помещение, в котором ведется бизнес;

Настоящий перечень не является исчерпывающим для рассмотрения вопроса кредитования, и сотрудники Банка могут запросить другую информацию и документы, касающиеся рассматриваемого проекта
Срок обработки варьируется от 1 до 3 дней, в зависимости от полноты предоставленных документов.
Для кредита принимаются различные виды обеспечения, включая залог недвижимости, автотранспорта, а также поручительства физических или юридических лиц
Возможно досрочное погашение кредита без штрафных санкций
Срок регистрации предприятия на момент подачи заявки должен быть свыше 6 месяцев
Важно отметить, что помимо основного процента по кредиту, могут возникнуть расходы на страхование и оформление залога. Однако, скрытных расходов не предусмотрено
- Учредительные документы компании (устав, свидетельство о регистрации).
- Документы, подтверждающие полномочия представителей компании.
- Договор на приобретаемый автомобиль.
- Документы, подтверждающие право собственности на залоговое имущество (если требуется залог).
- Профессиональная консультация и поддержка: Специалисты  всегда готовы предоставить профессиональную консультацию и поддержку на всех этапах оформления и помогут клиентам максимально эффективно использовать предлагаемые кредитные продукты.
- Возможность выбора оптимального срока и размера кредита.
- Простота оформления: Минимальные требования к документам и быстрый процесс рассмотрения заявок.
- Поддержка бизнеса: Финансирование, которое помогает обновить автопарк
Национальный банк стремится обеспечить быстрый и эффективный процесс рассмотрения заявок. Средний срок рассмотрения заявки на автокредит для юридических лиц составляет от 3 до 5 рабочих дней.
Залогом может служить приобретаемый новый автомобиль.
Возможность приобретения новых автомобилей от официальных дилеров.
Срок обработки варьируется от 1 до 3 дней, в зависимости от полноты предоставленных документов.
Для кредита принимаются различные виды обеспечения, включая залог недвижимости, автотранспорта, а также поручительства физических или юридических лиц
Возможно досрочное погашение кредита без штрафных санкций
Срок регистрации предприятии должен быть свыше 1 года
Важно отметить, что помимо основного процента по кредиту, могут возникнуть расходы на страхование и оформление залога. Однако, скрытных расходов не предусмотрено
- Паспорта учредителей, директора, главного бухгалтера;
- Приказ о назначении директора;
- Гувохнома (Сертификат);
- Решение учредителей;
- Лицензии;
- Кадастр/тех паспорт залога;
- Фотографии залога;
- Договор с поставщиком;
- Копия арендного соглашения/свидетельство
праве собственности на помещение, в котором ведется бизнес;

Настоящий перечень не является исчерпывающим для рассмотрения вопроса кредитования, и сотрудники Банка могут запросить другую информацию и документы, касающиеся рассматриваемого проекта

Ваше сообщение успешно отправлено

Наш специалист ответит вам в течение рабочего дня. В связи с большим числом запросов во время пандемии COVID-19 возможны небольшие задержки при ответе на обращения.

Примите участие в улучшении качества обслуживания
Ответьте пожалуйста на 3 вопроса
Пройти опрос