2 этаж
Тема экспозиции: «Поиск новых идей и форм в изобразительном искусстве Узбекистана 1960-х годов».
Живопись Узбекистана 1970-х годов отличает многообразие и взаимовлияние художественно-стилистических направлений, обращение к обширному кругу традиций, эволюция жанровой структуры, широкий тематический круг, разнообразие творческих индивидуальностей. Декоративное направление развивается в творчестве Ш.Абдурашидова, А.Мирзаева, Р.Шадыева, Р. Гаглоевой, Ю. Талдыкина, Е. Мельникова. В тоже время, нельзя не констатировать, что ассоциативно-метафорическое художественное мышление, нося нарастающий характер, выявляет свой внутренний потенциал в творчестве самых различных художников, в каждом конкретном случае преломляясь через их индивидуальное видение мира, характер живописно-пластических поисков. Пример тому, творчество Дж. Умарбекова, Б.Джалалова, М. Тохтаева, В. Ахунова, А. Исаева, И. Изентаева, Т. Мухамедова.
Тема экспозиции: «Искусство Узбекистана 1980-х годов в контексте поисков национального своеобразия».
В этот период развивается академическое направление в творчестве С. Абдуллаева, А.Икрамджанова, С. Рахметова, М. Нуридинова, Т. Мирджалилова, Х. Мирзаахмедова, Дж. Рахманова, С. Рахманова, М. Ташмурадова, А. Юсупова, А. Юнусова, А.Хатамова, И.Вахитова, А.Пономарева, М. Садыкова и др., приобретший несколько камерный, или более декоративный характер.Преемственность поколений, глубинных духовных поисков, осмысление творческих достижений предшествующего этапа характерно и для поколения узбекских художников, пришедших в искусство или нашедших свой стиль в искусстве во второй половине 1980-х годов -начале 1990-х гг. В творчестве Л. Ибрагимова, А. Нура, Г.Кадырова, Н.Имамова, М. Исанова, Ф. Ахмадалиева, Б. Махкамова, Ш. Кузиевой, О. Козокова происходит обращение к традиции уже не только как к определенным стилистическим признакам, а как к нравственной, духовной связи с родной землей, народом, культурой, психологией, ментальностью. В то же время развивается авангардное направление в творчестве А. Крикиса; создание собственного камерного мира с определенной жанрово-тематической и стилистической направленностью отличает поиски И. Шин.
Тема экспозиции: «Современное изобразительное искусство Узбекистана периода Независимости».
В 1990-е гг. происходит дальнейшее развитие достижений предшествующих этапов живописи Узбекистана. Образование в 1997 г. Академии Художеств Узбекистана играет большую роль в активизации художественной жизни, повышении статуса творческой интеллигенции, широкой пропаганды изобразительного искусства республики за ее пределами, интеграции нашего искусства в мировое культурное пространство, поддержку разнообразных художественных направлений и стилей в современном искусстве.Наряду с представителями старшего и среднего поколения художников, выявляются новые имена молодых живописцев, представляющих и развивающих разнообразные творческие направления: реализм, декоративизм, ассоциативно-метафорическое, авангардное, постмодернистическое направления. В этом большом списке: Д. Рузыбаев, К. Норхуразов, У. Ураков, Н. Имамов, Дж. Умарбеков, Б. Джалалов, А. Мирзаев, Л. Ибрагимов, А. Нур, Г. Абдурахманова, А. Аллабергенов, В. Апухтин, Дж. Усманов, А. Николаев, Б. Юлдашев, Б. Исмаилов, Ш. Абдулаева, Н. Шоабдурахимов, Г.Султанова, Ш. Пирматов, С. Курджемиль, М. Карабаев, В. Енин, Б. Обидов, Т. Каримов, В. Нечаева, А. Лигай, Б. Мухтаров, Т. Таджиходжаев и др.
В этот период особое развития получает фотоискусство Узбекистана. В этом же зале будут представлены работы узбекских фотохудожников: Т. Кузиева, В. Соколова, У. Ахмедовой, В. Ана, В. Вяткина, А. Шепелина, Э. Куртвелиева и др.
Тема экспозиции: «Искусство нумизматики Центральной Азии как важная часть историко-культурного наследия».
Узбекистан принадлежит к числу немногих регионов мира, где благодаря высокому уровню цивилизации, очень рано возникают товарно-денежные отношения.Уже в IV-III вв. до н. э. здесь обращаются селевкидские и греко-бактрийские монеты, а с начала III вв. до н. э. чеканятся первые монеты, выпущенные в Согдиане местными правителями. Следовательно, история монетного дела в Узбекистане насчитывает более 2300 лет. Ее первые шаги отмечены бактрийскими и согдийскими монетами, её сегодняшний день запечатлен в бумажных знаках и монетах республики Узбекистан. На протяжении всего этого огромного периода времени в историко-культурных областях, древних и средневековых городах Узбекистана осуществлялась печатная чеканка металлических и разнообразных эмиссий медных, серебряных и золотых монет различных номиналов.
Эти монеты повествуют нам не только о степени развития денежных отношений в тот или иной период времени, но позволяют также судить о неизвестных страницах истории нашей страны и забытых династиях, о выдающемся мастерстве мастеров–портретистов и каллиграфах, наносивших изящные письмена на монетах. Они рассказывают о том, что уже задолго до нашей эры в различных областях Узбекистана – Бактрии, Согдиане, Хорезме существовали свои системы письменностей, которыми выполнены надписи на монетах. Нумизматическая экспозиция Галереи изобразительного искусства Узбекистана содержит образцы монет Центральной Азии с IV в. до н. э. до начала 20 в., включая в себя различные исторические периоды: античный, раннее средневековье, эпоха Темуридов, позднее средневековье, 19 — начало 20 вв.
На стенах представлены фотографии археологических раскопок, в процессе которых эти монеты были найдены.
Камола Акилова
доктор искусствоведения