Выставка «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор»
23.11.2023
254
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Фонд развития науки и культуры «Таволга» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации совместно с Галереей изобразительного искусства Узбекистана и Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско‑Сергиевское просветительское общество» представляют выставку, посвященную творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949) – «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор», приуроченную к его 150‑летнему юбилею.
Алексей Щусев – архитектор уникального дарования, блестяще проявивший себя в разных архитектурных стилях и направлениях конца XIX – первой половины XX веков. Состоящая из двух тематических разделов выставка «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор» представляет публике около 50 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру. В экспозицию включено 350 предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, документами, кинохроникой. Выставка позволит взглянуть на зодчего как великого мастера, востребованного на протяжении всей своей карьеры.
Для Музея архитектуры выставка «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор» – самый масштабный зарубежный проект за последние десятилетия. Она занимает два выставочных зала Галереи изобразительного искусства Узбекистана: первая часть показывает весь творческий путь мастера, вторая часть посвящена работе архитектора в союзных республиках, в том числе в Узбекистане.
Экспозиция в первом зале раскрывает историю становления великого архитектора. Здесь показаны ранние самостоятельные творения и важные заказы императорской семьи, работа над храмовыми постройками. Именно храмовое строительство стало главной темой дореволюционного периода творчества Щусева, и этот опыт подготовил его к будущим крупным и организационно сложным заказам. Одним из них стал Казанский вокзал в Москве – горячо любимый и самый трудный проект Щусева, работа над которым заняла 38 лет. На примере Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки и плана реконструкции советской столицы «Новая Москва» показана работа Щусева в первые послереволюционные годы. Особое место занимает история строительства Мавзолея В.И. Ленина – одного из ключевых и всемирно известных сооружений не только в творческом наследии Щусева, но и в истории русской архитектуры ХХ века в целом. В разделах «Конструктивизм» и «Возвращение к классике» на примере выдающихся построек советского периода раскрывается великолепное умение архитектора адаптироваться к быстро меняющимся художественным течениям.
На выставке особое внимание уделено и деятельности Алексея Щусева в годы Великой Отечественной войны, когда под его руководством велась работа по восстановлению разрушенных городов, начиналась реставрация повреждённых памятников древнерусской архитектуры. Показаны на выставке и проекты зданий научных учреждений по всей стране – наследие мастерской «Академпроект» 1940-х годов, которую возглавлял Щусев. В финале первой части экспозиции посетители смогут узнать о последнем и главном детище мастера – Музее русской архитектуры в Москве, созданном по его инициативе в 1945 году.
Вторая часть экспозиции посвящена работе Алексея Щусева в союзных республиках. Эта тема всегда занимала особое место в творчестве зодчего, который глубоко ценил национальные традиции и всегда старался сохранить и отразить национальный колорит в своих произведениях. Работая в республиках, Щусев приглашал местных народных мастеров, использовал национальные техники декоративно‑прикладного искусства. Широкий кругозор зодчего и глубокие знания в области истории искусства позволили ему индивидуально подходить к каждому проекту, связывать новую архитектуру с исторической памятью места, где он работал.
Еще в конце XIX века во время учебной поездки в Самарканд, где Алексей Викторович работал над обмерами гробницы Тамерлана Гур-Эмир, в молодом зодчем зародился интерес к местным архитектурным традициям. В 1930-1940-х годах Щусев создал проекты для Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Грузии, Азербайджана, Украины, Молдавии. На выставке представлены проекты реализованных и нереализованных построек, хранящиеся в фондах Музея архитектуры в Москве: дома правительства в Самарканде, гостиницы «Интурист» в Батуми, Среднеазиатской библиотеки в Ташкенте, театра в Кишиневе, Академии наук Казахской ССР и правительственного особняка в Алма-Ате. Многие из этих произведений долгое время находились в тени известных построек Щусева и будут представлены на выставке впервые.
«Главным героем» второго раздела выставки является здание Театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте – одно из самых крупных сооружений зодчего, за которое в 1948 году он был награжден Сталинской премией Первой степени. Алексей Щусев начал работать над проектом еще в 1934 году, и за годы строительства облик будущего здания претерпел множество изменений, прежде чем открыть свои двери для зрителей 7 ноября 1947 года. История проектирования и строительства театра раскрывается в графических листах с вариантами фасадов, оформления интерьеров и даже фурнитуры грандиозного здания театра. Особое внимание уделено узбекским народным мастерам, которые внесли огромный вклад в художественное оформление здания, выполнив тончайшую резьбу по ганчу и дереву для интерьеров. На выставке можно будет увидеть архивные фотографии и кинохронику с мастерами в процессе работы, фотографии украшенных ими залов.
Камола Акилова, директор Галереи изобразительного искусства Узбекистана: «В современном напряженном, динамичном мире культура и историко-культурное наследие выступают «мягкой силой», которая может влиять на общественное сознание, служить сближению различных народов и стран. В Узбекистане с приходом нового руководства страны изменилось отношение к наследию, которое стало пониматься не просто как прошлое, а скорее как ресурс будущего. И частью этого наследия является наследие великого русского и советского архитектора Алексея Викторовича Щусева, которое наиболее полно нашло отражение в проекте здания Государственного Академического Большого театра имени А. Навои.
Здание ГАБТ имени А. Навои с самого начала стало одним из брендов Ташкента. Оно до сих пор поражает своей величественной монументальностью, необычностью, сочетающей в себе художественные традиции Востока и Запада. Данное сооружение является авторским и коллективным проектом одновременно, в котором отразились гений Великого Усто Алексея Щусева и коллективный труд уникальных мастеров-орнаменталистов резьбы и росписи по ганчу, художников, которые по замыслу Щусева должны были передать его концептуальные идеи. По замыслу автора проекта каждое боковое фойе, которых в театре 6, должно было иметь характер архитектурного декора, присущего той или иной области Узбекистана. Свой стиль, свои особенности имеют Ташкентский зал, Бухарский зал, Хорезмский зал, Самаркандский зал, Ферганский зал и Термезский зал. Это не просто театр, это театр-музей, синтезирующий в себе несколько видов искусства».
На выставке представлено около 350 произведений из фондов Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, 16 государственных музейных и архивных собраний, частных коллекций и архива наследников А.В. Щусева. Среди экспонатов – проектная архитектурная графика, эскизы и рисунки Алексея Щусева, документы, архивные фотографии, кинохроника – материалы к ключевым и малоизвестным проектам, часть из которых показана публике впервые.
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева, куратор выставки: «Гениальность архитектора проявляется в том, чтобы, не поступаясь художественными принципами, в конкретных обстоятельствах места и времени создавать произведения, точно отвечающие потребностям общества. Алексей Щусев – гениальный архитектор. Он жил и работал в потрясающую эпоху: экономический подъем в Российской империи начала ХХ века, революция и утверждение нового социального строя, две мировые войны, – все эти события сопровождались радикальными переменами художественного курса. Неиссякаемый творческий азарт и высочайшее мастерство позволяли Щусеву при каждой смене главенствующего архитектурного стиля создавать произведения исключительного уровня и оставаться лидером профессионального сообщества на протяжении десятилетий. Более 80-ти реализованных проектов – редкое достижение, однако благодаря необыкновенной одаренности и работоспособности Щусев проявил себя и во многих других сферах. До последних дней он сохранял энтузиазм и свежесть взгляда. Музей впервые за 50 лет решился на масштабное высказывание о мастере. Для нас важно показать его таким, каким мы увидели его сами: ярким, талантливым, многогранным, преданным делу и своей стране человеком».
Марина Бондарева, председатель Попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга»: «Обширное наследие Алексея Щусева имеет мировую значимость и находится не только в России, но и за рубежом. Выставка в Ташкенте, посвященная творчеству архитектора, позволит рассказать широкой аудитории о его вкладе в развитие зодчества и градостроения, а также напомнит о важности сохранения культурного наследия. Мы очень рады принимать участие в этом международном проекте».
Камола Акилова, директор Национальной галереи Узбекистана: «Выставка «Алексей Щусев. 150 лет. Усто Меъмор», надеемся, станет заметным явлением в культурной жизни Узбекистана. Она обратит взгляд специалистов не только на опыт прошлого, но и будет стимулировать творческие поиски архитекторов, дизайнеров, народных мастеров, художников к развитию в виде перспективных проектов. И возможно в будущих проектах синтез искусств вновь найдет в них свое воплощение.
Надо отметить, что это первый совместный проект Галереи изобразительного искусства Узбекистана (НБУ) и Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева. Современный этап развития Узбекистана дает возможность плодотворного сотрудничества между музеями разных стран, а это всегда познание, которое обогащает не только творческую интеллигенцию, но и широкую общественность, сохраняя, таким образом, общую культурную память».
Архитектура выставки, разработанная Агнией Стерлиговой и командой архитектурного бюро Planet9, отражает основной замысел кураторов проекта: представить невероятно объемное и многослойное творчество Алексея Щусева во всем его многообразии и масштабе, структурируя пространство, уподобленное архитектурной мастерской с большими столами и многочисленными вариантами проектов на стенах.
Анна Громова, Председатель Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско‑Сергиевское просветительское общество»: «Первые опыты храмоздательской деятельности Алексея Викторовича Щусева обозначили его как гениального художника, создателя уникальных архитектурных форм, шедевров прикладного искусства, оригинальных декоративных мотивов, восходящих к расцвету Византийского искусства и наивысшим достижениям древнерусского зодчества.
Августейшие заказы семьи Императора Николая II, и в особенности, великой княгини Елисаветы Феодоровны, облечали Щусева высочайшим доверием решать самый широкий круг имперских идеологических задач: от утверждения русского присутствия у мощей святителя Николая в Итальянском городе Бари до общероссийского почитания памяти героев Первой Мировой войны и запечатления в камне дел милосердия и помощи ближнему в созданной великой княгиней Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.
Мы по праву можем считать Щусева художником мирового масштаба, который сумел воплотить созвездие своих талантов, благодаря присущим ему неиссякаемой творческой энергии, оптимизму, редкому трудолюбию и гениальному умению создавать шедевры для Вечности и Славы своего Отечества, невзирая на потрясения времени и смену политических режимов».
Краткая биографическая справка
Алексей Викторович Щусев (8 октября 1873, Кишинев – 24 мая 1949, Москва) – выпускник Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург), действительный член Императорской Археологической комиссии (1905), Академик архитектуры (1910), кавалер ордена Святого Станислава III степени (1911) и ордена Святой Анны II степени (1912), директор Государственной Третьяковской галереи (1926–1928), заслуженный архитектор СССР (1930), дважды лауреат Сталинской премии первой степени (1941, 1948) и дважды Сталинской премии второй степени (1946, 1952), действительный член Академии наук СССР (1943), заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1948). Выдающийся архитектор, представитель неорусского стиля, авангарда и сталинской неоклассики, автор более 80 сооружений, реставратор, градостроитель, исследователь, преподаватель, основатель и первый директор Музея русской архитектуры.
Справочно
На выставке представлено 350 предметов из фондов Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, частных коллекций, архива наследников А.В. Щусева, 16-ти государственных музейных и архивных собраний: Государственной Третьяковской галереи, Научно‑исследовательского музея при Российской академии художеств, Музея МХАТ, Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим», Музея современного искусства «Гараж», Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива кинофотодокументов, Центрального государственного архива Москвы, Российский государственный архив социально-политической истории, Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско‑Сергиевское просветительское общество», Национального архива Узбекистана, Национального архива кинофотофонодокументов Узбекистана, архива Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои, архива наследников А.В. Щусева, собрания Алекса Лахманна.