Пресс-релиз выставки «Река внутри нас, море вокруг нас» художницы Ларисы Дабижы
30.05.2018
609
11 июня – 11 июля 2015 г.
"Трудно уклониться от мысли, что в работах Ларисы Дабижи сказывается нечаянность пленения гипотетичного наблюдателя атмосферой ориентального, бархатно-мягкого имперсонализма и тягучей волшбы среднеазиатского иллюзионизма. Ее исследовательские предпочтения в практической поэтике, ее творческий маневр главным образом разворачиваются в диапазоне двух типов письма: оптического и литературного. В первом случае ее художественные претензии и визуальные инстинкты подчеркнуто присваивают широкий радиус охвата космополитичной эстетики - от прерафаэлитской весны, через Чонтвари и закарпатский декаданс Золтана Хусарика до личной мифологемы самого ташкентского автора, включающей мотивы галлюцинаторного припоминания восточного ландшафта, текучести, забвения и исчезновения. Что касается второй манеры высказывания, то здесь в орбиту интересов Ларисы Дабижи в области словесности входит в первую очередь модернистская рефлексия, которой всегда был присущ интерес к неполноте всякой вещи, к незавершенности, к смысловому герметизму при общей элегической трактовке текста.
Следует отметить, что в поэтическом инструментарии, в системе орудийных, выразительных средств Ларисы Дабижи такой верткий троп, как вода, представляет собой привилегированный изобразительный элемент и главную субстанцию в обойме найденных этим художником разновидностей визионерского риска. Водное вещество, наделенное зыбкостью, беглостью, уходящестью, содержит в себе одновременно симптом чего-то постоянного, извечного, константного. По этой причине вода в медитативных наблюдениях Ларисы Дабижи оказывается на поверку не только оправданием нездешности, инаковости и неисследимости земной стихии, но и примером онтологического переживания, отсылающего нас к лучшим моментам нашего жизненного транса".

Шамшод Абдуллаев