Персональная выставка Народного художника Бахадыра Джалала «…И тогда все началось»
16.11.2018
2348
13 ноября 2018 года в Галереи изобразительного искусства Узбекистана состоялось открытие персональной выставки, посвященной 70-летию Народного художника Узбекистана Бахадыра Джалала.
Мастер целый год занят новым масштабным и во многом неожиданным выставочным проектом. Ведь он готовит не отчет-ретроспективу о «пройденном пути» художника, увенчанного лаврами. Несмотря на почтенный возраст, Баходир Джалал полон азарта творческого поиска, он работает с новыми технологиями, смело отказывается от своих наработанных художественных приемов.
Название юбилейного проекта выставки «…И тогда все началось!» отсылает к его философским размышлениям о месте художника в мире, о постижении тайн и смыслов, в которые любой мастер погружается, начиная свой путь. «Я не привязан ни к одной традиции. Главное – это любовь и свет…» - признается художник. Он открыт диалогу культур Запада и Востока и в каждой пластической концепции ищет свой индивидуальный вариант. Мастер, выросший на западной и восточной моделях искусства, творит не только на основе модернистской игры форм и цвета. Опираясь на духовный опыт Востока, он начинает исследовать абстрактные основы орнамента, в своей математической точности и геометрической безупречности являющегося образом абсолютного совершенства, ассоциированного с Богом. Во многих новых работах Джалала композиция выверена как структурная формула, своими тонкими линями напоминая игру орнамента «гирих». Эта геометрическая сетка в переводе с арабского языка означает «узел», всегда разворачивающийся в некоем континууме, отсылая к идее стягивания, собирания, соединения всего и вся. Но главное здесь - не они, а игра линий, которая в гирихе и есть божественный мотив вечности, явленный через единство ее многоликости.
В настоящее время Джалал продолжает свои поиски в абстрактных полотнах, вдохновленные восточной каллиграфией. Это оригинальные импровизации в духе мастеров-орнаменталистов, узбекских усто-наккошей. Как говорит сам Джалал о наследии прошлого – это некий потерянный мир, мир любви и красоты, который он постоянно с интересом открывает и воплощает в своем творчестве. Но самое главное для него – это человек, который у него всегда на пьедестале.
И в новых проектах Джалала много культурных цитат и ассоциаций, а его обращение к наследию великих европейских мастеров и эстетике традиционного узбекского искусства сродни открытию неизведанного мира. У него, как и его великих предков, пристрастие к возвышенному, порыв к гармонии, высокому идеалу с оттенком драматического переживания. Ведь как настоящий художник, не равнодушен проблемам современного мира, не может не обойти в новых проектах тему возрастающей человеческой жестокости и безразличия, мировых войн, несправедливости. «Я считаю себя абсолютно счастливым человеком, потому что я способен прочувствовать то, что не могут другие. Это не только общечеловеческие проблемы, это еще и всё то прекрасное, что есть в нашем мире: любовь, доброта, сочувствие. Я – художник и я наиболее остро и более глубоко чувствую многие процессы. Я пропускаю все через себя и это дает мне импульс для творчества. Весь 2017 год прошел для меня под знаком бесконечных творческих поисков и подготовки к выставке. Для меня также важным событием было открытие персональной выставки в Дубае, признание и хорошие отзывы среди ценителей искусства. А так же подготовка к изданию книги «A Line to Eternity» итальянским издательством Skira. Это беспрецедентное явление для художественной жизни Центральной Азии. На своей предстоящей выставке я хочу о многом сказать своему зрителю. Все мои идеи и мысли будут выражены в совершенно разных, порой неожиданных видах искусства и проектах», - говорит Баходир Джалал.
Ахмедова Нигора Рахимовна,
академик Академии художеств Республики Узбекистан