Лица IX Ташкентской международной биеннале современного искусства
27.10.2022
577
В рамках IX Ташкентской международной биеннале современного искусства "Художник и общество. Концепции искусства будущего” в Галерее изобразительного искусства Узбекистана открылась выставка «Художники Центральной Азии», где выставлены работы художника из Казахстана Батухана Баймена.
Батухан Баймен – яркий представитель казахстанской школы станковой графики, остро чувствующий современность. Его графические листы будят воображение зрителя, не оставляя его равнодушным к проблемам истории его родного края, судьбам казахского народа, заставляя размышлять о позиции художника в современном мире.
Он родился в 1955 году неподалеку от Шымкента в Тюлькубасском районе в многодетной семье учителя географии. В семье было много книг, и родители приохотили к чтению всех своих одиннадцать детей. Подросшего Батухана поместили в школу-интернат, где у него проявился талант рисовальщика, и окрепло стремление стать художником. И поступил на художественно-графический факультет Шымкентского педагогического института, который окончил в 1977 г. Сегодня за плечами деятеля культуры Республики Казахстан, члена Союза художников Казахстана Батухана Баймена около тридцати пяти республиканских и международных выставок, в том числе в Турции, Ливане, Германии, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и т.д.
Значительное место в творчестве Батухана занимают произведения на темы поэзии Абая. Многоплановые, многофигурные графические листы воспроизводят сюжеты стихов поэта, посвященных жизни казахского народа: повседневному труду, табунщикам выгоняющим табуны на джайлау, охоте с беркутом, женщинам в юрте, праздникам с музыкантами и угощением для гостей в серии «К стихам Абая» (1983 г.).
Литографию «Желтоскан» (1987 г.) он посвятил трагическим страницам истории современного Казахстана. Словом «желтоскан» казахи называют месяц декабрь. Напомним, что 16 декабря 1986 года в Алма-ате, а затем в Караганде начались стихийные выступления молодежи в защиту принципов зарождавшейся демократии. Студенческие демонстрации были жестоко подавлены властями и эти события взволновали все население республики. Пожалуй, с этого времени для художественного воплощения своей концепции, выражающей его отношение к миру и человеку, Батухан Баймен все чаще использует в своих произведениях приемы символики, аллегории и метафоры, гротеска.