Фотовыставка “Худайберган Деванов и его эпоха”
21.05.2024
185
Фотовыставка «Худойберган Деванов и его эпоха» начала свою работу в залах Галереи изобразительного искусства Узбекистана.
Первые известные фотографические снимки Туркестана были сделаны по воле случая именно в Хивинском ханстве. В петербургском Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук хранится фотографический альбом - «Виды и типы Хивинского ханства».
Поначалу среди фотографов, которые снимали Туркестанский край, не было представителей местных национальностей. Для менталитета Востока, сохранявшего стойкую традицию шариатского запрета на изображение одушевленных объектов, фотопортретирование первоначально казалось неслыханным. Но в 1903 году в Хивинском ханстве, в Новом Ургенче, основал собственное фотоателье Худайберган Деванов, творчество которого в последние годы внимательно изучается историками фотодела в Узбекистане.
Худайберган Деванов, первый узбекский фотограф и кинооператор, родился в 1879 году в г. Хива в семье дворцового секретаря Нурмухаммада Девана, приближенного к просвещенному хивинскому хану Сейиду Мухаммаду Рахиму II.
Так случилось, что любознательный мальчишка Худайберген однажды стал участником фотосессии, которую проводил на улицах Хивы некто Вильгельм Пеннер, староста немецкого поселка переселенцев-меннонитов. Этого энтузиаста искусства фотографии местное население окрестило прозвищем «Понар-бува» (Дедушка-фонарь). В. Пеннер заинтересовал юного хивинца самим процессом фотографирования, проявлением стеклянных негативов и печатанием снимков. Мальчик быстро освоил ремесло и научился выполнять фотографические снимки немецким аппаратом марки «ЗОТ», подаренным ему учителем.
Так родился первый в Средней Азии национальный фотограф, впоследствии ставший родоначальником узбекского фотоискусства и первым национальным кинооператором.
Первые фотографии Худайбергена Деванова - этнографические снимки, проникнутые неподдельной любовью к народу и к истории Хорезма (канатоходцы у городских стен, охотники с ловчими птицами, характерные хивинские арбы, ирригаторы на очистке арыков). Его снимки отличает стремление сочетать этнографический подход с художественным. Это заметно даже в его фотографиях историко-архитектурных памятников. По качеству исполнения ранние работы Х. Деванова не уступают снимкам других фотомастеров-современников. На ряде фотографий, напечатанных им, имеются надписи и даты арабским шрифтом, сделанные прямо на негативах самим автором, которые свидетельствуют, что молодой мастер приступил к творческой фотоработе еще в 90-е годы XIX века.
Фотографические снимки в начале ХХ века интенсивно использовались для воспроизведения на почтовых открытках, тем самым пропагандировался новый вид искусства. Однако виды Хивинского ханства на подобной массовой продукции встречаются крайне редко. Дело в том, что основным издателем фотографических почтовых открыток в дореволюционной России было Контрагентство А.С.Суворина, известного журналиста, который получил от правительства эксклюзивное право продажи почтовых карточек на всех железнодорожных станциях империи. Вот и печатались на открытках виды даже самых незначительных населенных пунктов, расположенных вдоль железных дорог. А в Хивинском ханстве железнодорожного сообщения не существовало.
Только в 20-30 годы ХХ века появляются значительные массивы фотоматериалов, посвященных архитектуре, этнографии и природе Хивинского оазиса. Это были, как правило, фотографические снимки участников различных научных экспедиций, работавших в отдаленной области Узбекистана. Особенно известны многочисленные фотоснимки знаменитой Хорезмской экспедиции профессора С.П. Толстова, которая с 1936 года в течение ряда лет занималась изучением этого региона.
К послевоенным годам, когда Хорезм заслуженно превратился в «туристическую Мекку» страны, относится большинство популярных хорезмийских фоторабот. Особенно это стало заметным в конце 90-х годов ХХ века, когда в независимом Узбекистане отмечалось 2500-летие Хорезма. Сегодня прекрасно изданные художественные фотоальбомы и книги доносят до нас неповторимое очарование Хивы, справедливо называемой архитектурно-этнографическим музеем под открытым небом.
В экспозицию включено около 60 архивных фотографий. Выставка до 17 июня 2024 года.