Click to listen highlighted text!

Развитие системы «Электронное правительство» и интерактивных государственных услуг

Опубликовано 21-07-2016 / Последнее изменение 15-05-2017
     
image_pdfimage_print

ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТИИ, РОЛИ И ХАРАКТЕРЕ УЧАСТИЯ Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики узбекистан В СИСТЕМЕ «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Национальный банк ВЭД РУ участвует в системе «Электронное правительство» реализацией и внедрением проекта «Клиринговая система расчётов оплаты розничных платежей в режиме реального времени с учётом дальнейшей интеграции с биллинг-системами поставщиков услуг».

Клиринговая система позволила создать централизованную систему розничных платежей для банков, позволяющую оперативно осуществлять расчеты физических лиц и субъектов предпринимательства по налогам и другим обязательным платежам, а также в пользу поставщиков услуг, интернет-платежи, реализацию функций расчетного банка и проведение платежей без комиссий.

Клиринговая система обеспечивает взаимодействие с информационными системами ГНК при осуществлении платежей и даёт возможность автоматизации учета налоговых сборов без использования бумажных квитанций, взаимодействие с биллинговыми системами поставщиков услуг электроэнергии, газа, коммунальных услуг, интернет-провайдеров, операторов мобильной связи, в том числе осуществление розничных платежей банковскими картами. При осуществлении платежей через Клиринговую систему применяется универсальный платежный документ, идентификация абонента, все данные об абоненте предоставляются в информационную систему ГНК и биллинговые системы поставщиков услуг, что предоставляет им возможность вести стабильный учет.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ В РАМКАХ УЧАСТИЯ В СИСТЕМЕ «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-1989 «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан» от 27 июня 2013 года проект «Клиринговая система расчётов оплаты розничных платежей в режиме реального времени с учётом дальнейшей интеграции с биллинг-системами поставщиков услуг» включен в перечень проектов комплекса информационных систем «Электронного правительства» и определены сроки реализации системы.

Во исполнение данного Постановления принято Распоряжение Национального банка ВЭД РУ № 724 от 17 июля 2013 года, которым определен состав Рабочей группы, включающий ответственных сотрудников банка. Утвержден План мероприятий по реализации Клиринговой системы, разработанный на основании Плана мероприятий по реализации Клиринговой системы утвержденный Распоряжением Центрального банка РУз №710 от 29 июня 2013 года.

Разработан и утвержден Республиканской комиссией по реализации комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы Сетевой график создания Клиринговой системы и на его основе разработан и утвержден Сетевой график реализации проекта.

Центральным банком РУз разработаны и утверждены График внедрения системы и Технологические инструкции взаимодействия Клиринговой системы с информационными системами ГНК РУз, АК «Узтрансгаз», ГАК «Узбекэнерго и коммерческих банков. Заключены соглашения с АК «Узтрансгаз» и ГАК «Узбекэнерго» по обеспечению функционирования системы.

В банке на регулярной основе проводятся работы по повышению квалификации сотрудников. С этой целью разработан и утвержден 3 февраля 2014 года План-график обучения и повышения квалификации сотрудников Департамента информационных технологий и Департамента информационной и банковской безопасности утвержден.

Определен и представлен в Государственный комитет связи, информатизации и телекоммуникационных технологий перечень сотрудников банка, направленных на обучение по учебной программе «Электронное правительство» (исх. № АК 7186/17 от 28 октября 2013 г.) и прошедших обучение в январе и апреле 2014 года. Определен перечень специалистов, направляемых на обучение по учебной программе «Электронное правительство» в течение 2014 года.

В настоящее время важное значение приобретает дальнейшее развитие и широкое внедрение во всех отраслях экономики и сферах жизни Республики Узбекистан современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечение ускоренного развития информационных ресурсов, систем и сетей, а также стимулирование расширения спектра и улучшения оказываемых интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению через веб-сайты госорганов.
Уже сформирована и продолжает активно разрабатываться законодательно-нормативная база. Принята правительственная программа по комплексному развитию информационно-коммуникационной системы Узбекистана на 2013-2020 годы, в которой намечены такие задачи, как обеспечение населения возможностью осуществлять взаимоотношения с органами государственной власти в электронной форме, внедрение принципа «единого окна» в системе государственного управления, определены мероприятия по созданию комплексов информационных систем и баз данных системы «Электронное правительство». Для оценки эффективности предлагаемых мер по внедрению системы «Электронное правительство» разработаны целевые показатели и индикаторы по различным сферам и направлениям интерактивных услуг государственных органов.
На сегодняшний день, в качестве эффективных элементов «Электронного правительства», реализовано более 20 проектов. В их числе:
• Правительственный портал Республики Узбекистан – gov.uz, являющийся системообразующим элементом инфраструктуры электронно-информационного взаимодействия организаций, а также между юридическими и физическими лицами. Любой гражданин или представитель предприятия, организации, учреждения может получить полную информацию по всем элементам государственной власти в Узбекистане, а также направить официальный запрос в тот или иной орган власти в электронном виде, непосредственно через портал gov.uz. На данном портале также опубликован полный реестр Базовых интерактивных государственных услуг.
В рамках Правительственного портала Узбекистана запущен Единый портал интерактивных государственных услуг, работающий в режиме «единого окна».
Целями запуска Единого портала интерактивных госуслуг являются создание условий для обеспечения полноценного обмена данными в электронной форме, ускорение процедур оформления запросов, а также повышение эффективности взаимодействия субъектов предпринимательства и населения с государственными органами.
Единый портал должен обеспечить доступ физических и юридических лиц к сведениям об услугах и функциях органов государственного и хозяйственного управления, а также органов государственной власти на местах.
С помощью портала пользователи получают возможность обмениваться данными в электронной форме, оформлять запросы через единую точку доступа к интегрированным интерактивным государственным услугам органов государственного и хозяйственного управления и органов государственной власти на местах, в том числе на платной основе.

• Портал «E-Kommunal.uz» – общей информационной инфраструктуры в сфере ЖКХ, который упрощает обмен информацией между населением, контролирующими органами и товариществами собственников жилья, а также коммунальными службами. На данном портале в удобной форме размещена информация по всем вопросам жилищного и коммунального хозяйства Узбекистана, а также информер тарифов и даже интерактивный калькулятор всех коммунальных услуг. Каждый желающий может разместить на портале информацию, фотографию о той или иной проблеме в области коммунального хозяйства, которая будет рассмотрена соответствующими органами государственной власти для принятия мер по исправлению выявленных проблем.
• Система автоматизации сбора и обработки статистической, налоговой и другой финансовой отчетности от субъектов предпринимательства в электронном виде (stat.uz, soliq.uz). На сайте Государственного налогового комитета любой налогоплательщик, как юридическое, так и физическое лицо может получить целый перечень услуг от консультации, сдачи налоговой отчетности или декларации о доходах в электронном виде, или подтвердить свой ИНН. Через сайт Государственного комитета по статистике каждый субъект предпринимательства может сдать статистическую отчетность в электронном виде, а при создании новой фирмы, каждый гражданин может воспользоваться Системой электронного резервирования фирменных наименований. В настоящее время 101 форма (из 141 действующей формы) государственной статистической отчетности доступна для сдачи в электронном виде через сеть Интернет. По состоянию на 1 февраля текущего года в электронном виде зарезервировано более 103 тыс. фирменных наименований.
• Национальная база законодательства Узбекистана, содержащая в себе более 25 тыс. нормативных актов в открытом доступе (lex.uz). Основная цель национальной системы Lex.Uz – повышение правовой культуры населения путем обеспечения широкого доступа юридических и физических лиц к нормативно-правовым актам, совершенствование работы в деле обеспечения населения правовой информацией. В этой базе данных на узбекском и русском языках размещены Конституция Республики Узбекистан, принятые с 1990 года по настоящее время законы, кодексы страны, постановления палат Олий Мажлиса, указы, постановления и распоряжения Президента, постановления, распоряжения Кабинета Министров, нормативно-правовые акты и другие документы министерств, государственных комитетов и ведомств, постановления Конституционного суда, Верховного суда и Высшего хозяйственного суда, международные договора Республики Узбекистан. Следует отметить, что национальная база Lex.Uz является единственной информационно-правовой системой в Узбекистане, предоставляющей бесплатный доступ через интернет к нормативно-правовым актам.
• Персональный кабинет для потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступ к своим личным данным каждого потребителя электроэнергии (uzbekenergo.uz). Каждое предприятие, организация или семья является потребителем электроэнергии. Данный проект позволит в удобной интерактивной форме контролировать учет использования электроэнергии всеми потребителями страны.
• Онлайн-анкета для оформления виз для получения иностранными гражданами визы в Узбекистан (mfa.uz). Система является частью веб-сайта МИД Узбекистана как отдельная веб-страница, которая в настоящее время работает на узбекском, английском и русском, а в перспективе также на других языках мира. Примечательно, что Узбекистан стал 9-ой страной мира, внедрившей у себя систему eVisa, что, несомненно, повысит туристический и бизнес потенциал нашей страны.
• Единый портал лицензиата, позволяющий получить информации о перечне лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур, требуемых документах для получения лицензий и разрешений (license.uz) и другие. В Узбекистане постоянно сокращается перечень видов лицензируемой деятельности, и упрощаются процедуры их получения. Данный проект позволяет получить всю информацию и снизить уровень бюрократической нагрузки при получении необходимых лицензий.

Кроме этого, в настоящее время идет внедрение клиринговой системы расчетов оплаты розничных платежей в режиме реального времени.
Основными целями создания системы «Клиринг» определены:
-Оптимизация предоставления банковских услуг населению и бизнесу, повышение качества и доступности предоставляемых услуг;
-Внедрение единых стандартов взаимодействия Билинговых систем Поставщиков услуг с банковской системой;
-Создание единого центра взаимодействия банковской системы с Билинговыми системами Поставщиков услуг;
-Снижение необходимости держать крупные суммы средств на корреспондентских счетах в Центральном банке для проведения расчетов;
-Повышение ответственности коммерческих банков при проведении межбанковских расчетов и рационального использования денежных ресурсов;
-Достижение снижения тарифов при оплате услуг.

С целью регулирования и эффективной организации деятельности межбанковской розничной платежной системы “Узкарт”, функции Расчетного банка в системе “Узкарт” передаются от Межбанковского расчетного центра Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан Клиринговому Центру Центрального банка Республики Узбекистан. При этом, расчеты по обязательствам будут осуществляться через корреспондентские счета коммерческих банков, открытых в Центре расчетов Центрального банка, что позволит отменить потребность в депозитных отношениях между коммерческими банками в системе “Узкарт”, способствовать своевременному выполнению обязательств по расчетам, понижению себестоимости транзакций и эффективному использованию собственных средств коммерческих банков.

В результате внедрения системы «Электронное правительство» ожидается переход к полностью транзакционным услугам, которые исключают необходимость посещения разных инстанций и непосредственного общения с госслужащими для получения государственных услуг населением и представителями бизнеса, что в свою очередь будет способствовать созданию дополнительных удобств населению и улучшению условий ведения бизнеса.

Обзор передовой международной практики совершенствования порядка оказания государственных услуг (BPR).

ObzorBPR

 Настоящий обзор разработан в рамках совместного проекта ПРООН и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан «Продвижение электронного правительства для улучшения качества предоставления государственных услуг».

Программа развития Организации объединенных наций (ПРООН) является глобальной сетью развития ООН, выступающей в поддержку преобразований, которая предоставляет странам доступ к источникам знаний, передовому опыту и ресурсам, в целях содействия повышению уровня жизни людей. Мы работаем в 166 странах, взаимодействуя с ними в выработке их собственных решений, направленных на решение проблем глобального и национального развития. В развитии национального потенциала страны используется опыт ПРООН и широкого круга ее партнеров.


Обзор международного опыта по BPR
тип: pdf | размер: 2MB

Озвучить

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Click to listen highlighted text!